Первый проект постоянных мостов через реку Великую был предложен в 1837 году. Предполагались арочные трехпролетные мосты. Cамым целесообразным оказался проект висячих цепных мостов, автором которого был штабс-капитан М. Я. Краснопольский, инженер путей сообщения и публичных зданий. Он же руководил строительством мостов, которое было начато в 1850 году, а закончено в ноябре 1853. На открытии мостов присутствовал император Николай I, «остался очень доволен и пожертвовал строителю орден св. Анны II степени». Проезжая часть и фермы жесткости однопролетных висячих мостов первоначально были деревянными. Островские цепные мосты – самый ранний сохранившийся памятник инженерного искусства подобной конструкции в России.
Главным управлением путей сообщения в 1853 году было разработано особое «Положение о движении по цепным Островским через рукава р. Великой мостам». В нем, в частности, говорилось, что «во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим воспрещается останавливаться на мостах», что «лошади, быки и коровы проводятся через мосты шагом, не более 50 голов в одно время», а «если бы случились крестные ходы или публичные церемонии, когда бывает большое скопление народа, то переход по мостам допускается не иначе как рядами, и на это время проезд экипажей по мостам прекращается».
Литература:
Пунин, А. Уникальный ансамбль : к 650-летию г. Острова / А. Пунин // По ленинскому пути. - 1991. - 1 июня.
Фото. Подробно рассказано о конструктивных особенностях мостов.
Деревянко, С. Остров радости и печали / С. Деревянко // Псковская правда. - 1992. - 4 февр.
Кратко - об истории мостов и более подробно - о сегодняшнем состоянии.
Кедров, Р. «Визитная карточка» Острова: 145 лет исполнилось цепным мостам через Великую, не имеющим аналогов в России / Р. Кедров // Стерх. - 1998. - 13 нояб. (№ 69). - С. 5.
Федоров, А. По указанию Николая I 145 лет тому назад / А. Федоров // Псковская правда. - 1998. - 10 дек. - С. 2.
О строительстве цепных мостов по проекту инженера путей сообщения М. Я. Краснопольского, о стоимости сооружения, испытании на прочность. В ноябре 1853 г. Николай I пешком прошел по мосту и поздравил собравшихся с завершением строительства.
Елисеев, И. С. К вопросу о причинах строительства цепных мостов / И. С. Елисеев // Островская земля : краеведческий альманах. Вып. 1. – Остров, 2004. – С. 7-8.