28 января - 95 лет со дня открытия Великолукского аэропорта

В 1926 году было принято решение о строительстве аэродрома в городе Великие Луки. Под строительство аэродрома из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны было выделено 25 десятин сенокосных угодий. Руководство работами осуществлялось силами аппарата Управления местного хозяйства Великолукского исполкома.Строительные работы велись в течение 1926–1927 годов. В январе 1928 года аэродром был принят комиссией, и днем его открытия можно считать 28 января 1928 года. Однако эксплуатация аэродрома требовала дополнительных работ по осушке. Таким образом, воздушная линия Москва – Рига – Кенигсберг – Берлин общества «Дерулюфт» проходила через Смоленск, что удлиняло маршрут на 70 километров и требовало от общества дополнительных затрат. Возможно из-за близости грунтовых вод аэродром было решено перенести. В 1931–1934 годах здесь же, в районе деревни Максимово, но по правую сторону реки Вскувицы начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочной полосы.

Строятся аэровокзал, склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) с механизированной заправкой самолетов топливом, два ангара, гараж, жилые дома, столовая, клуб. Проводится линия электропередачи из города, монтируются радиостанции. Аэродром в Великих Луках строился немецкими специалистами. Работы проводились с учетом последующего базирования на аэродроме воинской авиационной части. Некоторые постройки того времени сохранились и до наших дней.В декабре 1936 года через Великие Луки открываются еще две международные авиалинии, осуществленные шведским Авиационным обществом по трассе Москва – Великие Луки – Рига – Стокгольм и финским обществом «Аэро» по трассе Москва – Великие Луки – Рига – Хельсинки. Полеты выполнялись на самолетах АНТ-9, «Дуглас-3», ДС-3, Ю-52, «Юнкерс» и др. В довоенную пору аэропорт Великие Луки был пограничным аэропортом международного значения, через который проходили важнейшие воздушные пути. Во время Великой Отечественной войны аэродром и все аэродромные сооружения были полностью разрушены.После освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков была заново отстроена взлетно-посадочная полоса с грунтощебеночным покрытием, и аэропорт передан из военного ведомства «Аэрофлоту». Деятельность служб обеспечения полетов возобновилась в январе 1946 года. В середине пятидесятых годов, учитывая важное географическое положение, была начата комплексная реконструкция аэропорта Великие Луки. В начале шестидесятых годов пассажирские перевозки осуществляются преимущественно на местных воздушных линиях двенадцатиместными самолетами Ан-2. Из Великих Лук можно вылететь в Псков, Бежаницы, Новоржев, Пушкинские Горы, Новгород, Холм, Плоскошь и Пестряково. В 1975 году была сдана строителями в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием и рулежной дорожкой. 30 декабря 1975 года вступил в строй новый аэровокзал.

Литература:

Великолукскому аэропорту - 50 лет // Великолукская правда. - 1978. - 10 февр.

Подборка статей о работе аэропорта, истории предприятия, сданного в эксплуатацию 21-22 января 1928 года.

Фомин, А. Сокращающий расстояния. Великолукскому аэропорту - 50 лет / А. Фомин // Псковская правда. - 1978. - 10 февр.

Буренкова, В. Были когда-то и мы пассажирами / В. Буренкова // Псковская правда - 1998. - 10 сент.

О работе «Аэросервиса» по обслуживанию международных авиалиний. Есть некоторые сведения по истории предприятия.

Федорова, В. Великолукскому аэропорту – 75! / В. Федорова // Новый день в Псковской области. – 2003. – 20 авг.