Православные праздники

7 января – Рождество Христово

Рождество Христово – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви и один из древнейших христианских праздников, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Иоанн Златоуст, святой, считающийся одним из учителей церкви, называл Рождество "началом всех праздников", поскольку, согласно христианскому учению, в этот день Бог пришел на землю, стал человеком, чтобы спасти верующих в Него. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточно-католические церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю (так называемому "старому стилю"), что соответствует 7 января по григорианскому календарю.

 

 

Литература

Большая книга Рождества / составители Н. Будур, И. Панкеев. - Москва : Олма-Пресс, 2000. - 863 с.: ил. - ISBN 5-224-00138-2.

Мешков, В. В. Рождество Христово / Валерий Владимирович Мешков. - Москва : Вече, 2011 (макет 2012). - 126, [1] с., [2] л. ил. - ISBN 978-5-9533-5917-7.

Праздники Русской Православной Церкви. - [2-е изд., перераб.]. - Москва : Ниола-Пресс, 2009. - 127 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-366-00346-9.

Рождество / [перевод с эстонского Л. Симагина ; редактор Л. Еланская]. - Таллинн : KPD, 1999. - 124 с. - Часть текста парал. эст., рус. - ISBN 9985-899-09-1.

Чадаева, А. Я. Радость моя несказанная... : о Рождестве, Пасхе и Троице для детей и взрослых / Алевтина Яковлевна Чадаева. - Москва : ПолиМЕдиа, 2005. - 211 с. : ил. - Лит.: с. 208. - ISBN 5-89180-050-0.

http://www.pravmir.ru/articles/rozhdestvo-hristovo/

 

 

 

Рождество Христово – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви и один из древнейших христианских праздников, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Иоанн Златоуст, святой, считающийся одним из учителей церкви, называл Рождество "началом всех праздников", поскольку, согласно христианскому учению, в этот день Бог пришел на землю, стал человеком, чтобы спасти верующих в Него. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточно-католические церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю (так называемому "старому стилю"), что соответствует 7 января по григорианскому календарю.

19 января – Крещение Господне

Крещение Господне (или, иначе, Богоявление) – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Согласно православному учению, при этом событии была открыта тайна Бога как Троицы (т. е. единого Бога в трех ипостасях). Праздник известен с древних времен и назывался также днем Просвещения или праздником Светов в связи с древним обычаем совершать накануне его крещение оглашенных (т. е. людей, готовившихся принять крещение, - в первые века христианства подготовка к крещению была длительной и серьезной).

http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-gospodne/

Крещение Господне (или, иначе, Богоявление) – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Согласно православному учению, при этом событии была открыта тайна Бога как Троицы (т. е. единого Бога в трех ипостасях). Праздник известен с древних времен и назывался также днем Просвещения или праздником Светов в связи с древним обычаем совершать накануне его крещение оглашенных (т. е. людей, готовившихся принять крещение, - в первые века христианства подготовка к крещению была длительной и серьезной).

http://www.pravmir.ru/tag/kreshhenie-gospodne/

15 февраля – Сретение Господне

Сретение Господне – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Согласно учению церкви, в этот день – сороковой день после Рождества – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. В храме их встретил старец Симеон, которому было открыто свыше, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя. Символический смысл, который церковь вкладывает в этот праздник, - встреча человечества с Богом, встреча Ветхого и Нового заветов. Само слово «сретение» и означает «встреча».

Литература

Ролич, О. 15 февраля - Сретение Господне / О. Ролич // Завалинка. - 2015. - № 2. - С. 24.

Автор простым языком рассказывает историю, описанную в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Шаргунов, А. (протоиерей). «Ибо видели очи мои спасение Твое» / А. Шаргунов // Журнал Московской Патриархии. - 2017. - № 2.

Поучения известного московского проповедника протоиерея Александра Шаргунова посвящены одному из двунадесятых христианских праздников Сретению Господнему. В частности, он пишет, что суть этого праздника – «встреча человека с Богом».

http://www.pravmir.ru/tag/sretenie-gospodne/

Сретение Господне – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Согласно учению церкви, в этот день – сороковой день после Рождества – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. В храме их встретил старец Симеон, которому было открыто свыше, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя. Символический смысл, который церковь вкладывает в этот праздник, - встреча человечества с Богом, встреча Ветхого и Нового заветов. Само слово «сретение» и означает «встреча».

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает "благая (или добрая) весть". В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о том, что она обрела особое предназначение – стать Матерью Сына Божия. С этого момента начинаются события евангельской истории. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков.

Литература

Балашов, Б. Великие праздники : пособие для детей и взрослых по изучению христианской веры и основ православной культуры / Борис Балашов. - Клин : Христианская жизнь, 2009. - 188 с. : ил. - (Основы православной веры). - Указ.: с. 181-182; Список лит.: с. 183-184. - ISBN 978-5-93313-059-8.

Самые известные православные праздники : иллюстрированная энциклопедия / [составитель А. Ю. Астахов]. - Москва : Белый город, [2011]. - 103 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-7793-2013-9.

http://www.pravmir.ru/tag/blagoveshhenie/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает "благая (или добрая) весть". В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о том, что она обрела особое предназначение – стать Матерью Сына Божия. С этого момента начинаются события евангельской истории. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков.

Литература

Балашов, Б. Великие праздники : пособие для детей и взрослых по изучению христианской веры и основ православной культуры / Борис Балашов. - Клин : Христианская жизнь, 2009. - 188 с. : ил. - (Основы православной веры). - Указ.: с. 181-182; Список лит.: с. 183-184. - ISBN 978-5-93313-059-8.

Самые известные православные праздники : иллюстрированная энциклопедия / [составитель А. Ю. Астахов]. - Москва : Белый город, [2011]. - 103 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-7793-2013-9.

http://www.pravmir.ru/tag/blagoveshhenie/

9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день вспоминается прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне Пасхи, предшествовавшее событиям Страстной недели. Важную роль в символике праздника играют пальмовые ветви (вайи), с которыми народ торжественно встречал Иисуса Христа в Иерусалиме. Поэтому еще одно название праздника – Неделя ваий. В России пальмовые ветви заменили веточками вербы, расцветающей ранней весной.

 

Литература

Никифоров-Волгин, В. А. Благовест / В. А. Никифоров-Волгин, М. Кучерская // Работница. - 2007. - № 4. - С. 43-48.

Подборка материалов, посвященных православным праздникам: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Вербное воскресенье / фот. Ю. Костыгова // Божий мир. - 2012. - № 2. - С. 4-5.

Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим - один из главных праздников, который напоминает христианскому миру о грядущем Воскресении.

http://www.pravmir.ru/tag/verbnoe-voskresene/

Вход Господень в Иерусалим – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день вспоминается прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне Пасхи, предшествовавшее событиям Страстной недели. Важную роль в символике праздника играют пальмовые ветви (вайи), с которыми народ торжественно встречал Иисуса Христа в Иерусалиме. Поэтому еще одно название праздника – Неделя ваий. В России пальмовые ветви заменили веточками вербы, расцветающей ранней весной.

16 апреля – Пасха (Воскресение Христово)

Пасха – древнейший и самый главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых. Именно событие воскресения Иисуса Христа было предметом проповеди первых христиан и является стержнем христианской веры. Название праздника – Пасха – происходит от еврейского слова "Песах", что означает "переход", "избавление". У народа Израиля праздник Песах был посвящен избавлению от египетского рабства. По христианскому учению, Иисус Христос своим воскресением избавил верующих от рабства греха и люди получили возможность наследовать вечную жизнь.

 

Для западных христиан Пасха в 2023 году наступит на неделю раньше – 9 апреля.

Литература

Великая Пасха / [автор-составитель Н. М. Коняев]. - Москва : Вече, 2012. - 126, [1] с. - (Россия Православная). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-9533-5954-2.

Праздники Русской Православной Церкви. - [2-е изд., перераб.]. - Москва : Ниола-Пресс, 2009. - 127 с. : цв. ил. - ISBN 978-5-366-00346-9.

http://www.pravmir.ru/articles/pasxa/

Пасха – древнейший и самый главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых. Именно событие воскресения Иисуса Христа было предметом проповеди первых христиан и является стержнем христианской веры. Название праздника – Пасха – происходит от еврейского слова "Песах", что означает "переход", "избавление". У народа Израиля праздник Песах был посвящен избавлению от египетского рабства. По христианскому учению, Иисус Христос своим воскресением избавил верующих от рабства греха и люди получили возможность наследовать вечную жизнь.

25 мая – Вознесение Господне

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи, в честь вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Согласно книге Деяний святых апостолов, входящей в состав Нового Завета, после своего воскресения Иисус Христос в течение сорока дней являлся апостолам, удостоверяя их в действительности воскресения и укрепляя в них веру, а по окончании этого срока благословил своих учеников и вознесся на небо. После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая обещанного им сошествия Святого Духа.

www.pravmir.ru/voznesenie-gospodne-istoriya-ikonyi-molitvyi-propovedi-audio-video/.

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Вознесение отмечается на сороковой день после Пасхи, в честь вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Согласно книге Деяний святых апостолов, входящей в состав Нового Завета, после своего воскресения Иисус Христос в течение сорока дней являлся апостолам, удостоверяя их в действительности воскресения и укрепляя в них веру, а по окончании этого срока благословил своих учеников и вознесся на небо. После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая обещанного им сошествия Святого Духа.

www.pravmir.ru/voznesenie-gospodne-istoriya-ikonyi-molitvyi-propovedi-audio-video/.

4 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница)

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Праздник Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда еще одно его название – Пятидесятница. Согласно книге Деяний святых апостолов, входящей в состав Нового Завета, в этот день на апостолов сошел Святой Дух в зримом виде огненных языков, и ученики Христа получили дары Святого Духа (умение разговаривать на разных языках, понимание Священного Писания) для дальнейшей проповеди христианства. Поэтому праздник Троицы считается днем рождения христианской церкви.

Литература

Чадаева, А. Я. Радость моя несказанная...: о Рождестве, Пасхе и Троице для детей и взрослых / Алевтина Яковлевна Чадаева. - Москва : ПолиМЕдиа, 2005. - 211 с. : ил. - Лит.: с. 208. - ISBN 5-89180-050-0.

http://www.pravmir.ru/tag/pyatidesyatnica/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Праздник Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда еще одно его название – Пятидесятница. Согласно книге Деяний святых апостолов, входящей в состав Нового Завета, в этот день на апостолов сошел Святой Дух в зримом виде огненных языков, и ученики Христа получили дары Святого Духа (умение разговаривать на разных языках, понимание Священного Писания) для дальнейшей проповеди христианства. Поэтому праздник Троицы считается днем рождения христианской церкви.

Литература

Чадаева, А. Я. Радость моя несказанная...: о Рождестве, Пасхе и Троице для детей и взрослых / Алевтина Яковлевна Чадаева. - Москва : ПолиМЕдиа, 2005. - 211 с. : ил. - Лит.: с. 208. - ISBN 5-89180-050-0.

http://www.pravmir.ru/tag/pyatidesyatnica/

19 августа – Преображение Господне

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Он посвящен событию, описанному в трех из четырех евангелий, когда Иисус Христос взошел на гору Фавор с тремя из своих учеников и внезапно преобразился перед ними: его одежды сделались ослепительно белыми, от него исходил яркий свет. Иисус Христос беседовал с появившимися перед ним ветхозаветными пророками Моисеем и Илией о его предстоящих страданиях и распятии. Таким образом, Христос явился ученикам в божественной славе, чтобы укрепить их в вере перед предстоящими событиями.

http://www.pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne-kratkaya-spravka/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Он посвящен событию, описанному в трех из четырех евангелий, когда Иисус Христос взошел на гору Фавор с тремя из своих учеников и внезапно преобразился перед ними: его одежды сделались ослепительно белыми, от него исходил яркий свет. Иисус Христос беседовал с появившимися перед ним ветхозаветными пророками Моисеем и Илией о его предстоящих страданиях и распятии. Таким образом, Христос явился ученикам в божественной славе, чтобы укрепить их в вере перед предстоящими событиями.

http://www.pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne-kratkaya-spravka/

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Его называют еще Богородичной Пасхой. Праздник посвящен событию, рассказа о котором в Библии нет – о нем известно из предания. Пресвятая Богородица была извещена о своей предстоящей кончине архангелом Гавриилом. Она хотела попрощаться с апостолами, разошедшимися к тому времени по разным странам проповедовать христианскую веру. Апостолы собрались все, кроме Фомы. Фома появился через три дня после погребения Богородицы и был так опечален, что не успел с ней попрощаться, что другие ученики Иисуса Христа решили открыть ему доступ в гробницу. Но гробница оказалась пустой. Вечером того же дня апостолам явилась сама Богородица, засвидетельствовав свое телесное вознесение на небо. Ее кончина именно поэтому и называется Успением, поскольку, согласно учению церкви, ее не коснулась обычная человеческая смерть, когда тело уходит в землю, а душа – к Богу.

http://www.pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bogorodicy-ystoriya-ikony-molitvy-propovediaudio-video/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Его называют еще Богородичной Пасхой. Праздник посвящен событию, рассказа о котором в Библии нет – о нем известно из предания. Пресвятая Богородица была извещена о своей предстоящей кончине архангелом Гавриилом. Она хотела попрощаться с апостолами, разошедшимися к тому времени по разным странам проповедовать христианскую веру. Апостолы собрались все, кроме Фомы. Фома появился через три дня после погребения Богородицы и был так опечален, что не успел с ней попрощаться, что другие ученики Иисуса Христа решили открыть ему доступ в гробницу. Но гробница оказалась пустой. Вечером того же дня апостолам явилась сама Богородица, засвидетельствовав свое телесное вознесение на небо. Ее кончина именно поэтому и называется Успением, поскольку, согласно учению церкви, ее не коснулась обычная человеческая смерть, когда тело уходит в землю, а душа – к Богу.

http://www.pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bogorodicy-ystoriya-ikony-molitvy-propovediaudio-video/

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви, открывающий церковный год, который начинается 1 сентября по старому стилю. О Рождестве Богородицы в Священном Писании не говорится. Сведения об этом событии имеются в апокрифическом тексте середины II века «Протоевангелие Иакова». Родителей Пресвятой Богородицы звали Иоаким и Анна. У них очень долго не было детей, что в древнем Израиле считалось признаком наказания от Бога. Поэтому Иоаким и Анна подвергались оскорблениям и насмешкам. И вот после долгих лет ожидания у них родилась дочь, впоследствии ставшая Матерью Иисуса Христа.

http://www.pravmir.ru/21-sentyabrya-rozhdestvo-presvyatoj-bogorodicy/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви, открывающий церковный год, который начинается 1 сентября по старому стилю. О Рождестве Богородицы в Священном Писании не говорится. Сведения об этом событии имеются в апокрифическом тексте середины II века «Протоевангелие Иакова». Родителей Пресвятой Богородицы звали Иоаким и Анна. У них очень долго не было детей, что в древнем Израиле считалось признаком наказания от Бога. Поэтому Иоаким и Анна подвергались оскорблениям и насмешкам. И вот после долгих лет ожидания у них родилась дочь, впоследствии ставшая Матерью Иисуса Христа.

http://www.pravmir.ru/21-sentyabrya-rozhdestvo-presvyatoj-bogorodicy/

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Это один из 12 главных (двунадесятых праздников) Православной Церкви. Он установлен в память обретения царицей Еленой, матерью императора Константина, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. в Иерусалиме около Голгофы – места Распятия Иисуса Христа. Обретенный Крест Иерусалимский патриарх Макарий, встав на возвышенном месте, несколько раз поднимал (воздвигал), чтобы Крест был виден всему многочисленному народу.

http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya/

Это один из 12 главных (двунадесятых праздников) Православной Церкви. Он установлен в память обретения царицей Еленой, матерью императора Константина, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. в Иерусалиме около Голгофы – места Распятия Иисуса Христа. Обретенный Крест Иерусалимский патриарх Макарий, встав на возвышенном месте, несколько раз поднимал (воздвигал), чтобы Крест был виден всему многочисленному народу.

http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya/

4 декабря – Введение Пресвятой Богородицы во храм

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Согласно Священному Преданию, родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, у которых долго не было детей, дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его на служение Богу. Поэтому, когда Деве Марии исполнилось три года, родители отвели ее в Иерусалимский храм, где она жила и воспитывалась до своего обручения с Иосифом.

http://www.pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-istoriya-ikony-molitvy-propovedi-video/

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Согласно Священному Преданию, родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, у которых долго не было детей, дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его на служение Богу. Поэтому, когда Деве Марии исполнилось три года, родители отвели ее в Иерусалимский храм, где она жила и воспитывалась до своего обручения с Иосифом.

http://www.pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-istoriya-ikony-molitvy-propovedi-video/